МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Первые шаги на виндсерфере.: УРОК 5-11

УРОК 5.

 На берегу с парусом.

Прежде чем спустить свой мини-парусник на воду, рекомендуем поупражняться с парусом на суше. Вообще поначалу не следует выходить на воду для проведения первых занятий при ветре сильнее 3 баллов.

В дальнейшем, чтобы понять, что мы имеем в виду, условимся называть ту руку, которая держит парус ближе к шкотовому углу, "шкотовой".

Берите парус, мачту и гик, наденьте парус мачт-карманом на мачту, привяжите гик за оковку к мачте, натяните шкотовый угол.

С помощью друзей положите мачту с парусом на берегу так, чтобы она была обращена в сторону, откуда дует ветер (рис.14). Попросите кого-нибудь удерживать степс мачты на одном месте, чтобы он не проскальзывал на траве или в песке. Встаньте спиной к ветру, ноги расположите по обе стороны от степса, в руки возьмите стартовый конец. Двумя руками начните поднимать мачту. Сначала это действие будет вызывать у вас некоторые затруднения. Не пытайтесь схватить мачту руками, такая попытка обречена на неудачу.

Правильные действия предполагают использование для подъема мачты веса собственного тела. Одновременно с подъемом мачты надо откинуться назад, не перемещая ног. Когда мачта поднята в вертикальное положение, не спешите перехватить ее за гик — подержите вертикально за стартовый шкот в положении флюгера. Когда вы почувствуете, что парус без всякого сопротивления поворачивается по ветру, можно попытаться взять мачту за оковку гика. Вновь дайте мачте с парусом свободно полоскаться по ветру.

Если вы держите гик правой рукой, повернитесь правым боком к ветру, лицом к парусу. Попробуйте слегка подобрать парус (наполнить его ветром). Для этого правой рукой отведите мачту на ветер (в сторону ветра) к своему правому плечу. Левой рукой возьмитесь за гик так далеко, как только сможете достать. После этого не спеша наполните парус ветром.

Имейте в виду, что давление на парус резко увеличится, — будьте к этому готовы. Согните ноги в коленях и в момент наполнения паруса ветром слегка откиньтесь назад в сторону ветра. Так вы уравновесите силу тяги, возникшую на парусе. Чем сильнее ветер, тем энергичнее надо выполнять этот прием.

После того как вы освоили этот прием, можно приступать к тренировке на воде.

УРОК 6. 

Без паруса на воде.

Не думайте, что сохранять равновесие на палубе виндсерфера — простое дело. Этому тоже надо учиться.

Спустите парусную доску на воду, но не закрепляйте мачту на палубе, а оставьте ее на берегу — для первого урока она не понадобится. Выведите свое судно на глубокое место. Вполне достаточно такой глубины, где шверт не достает дна, — примерно по пояс. Затем ложитесь на палубу животом (рис.15, а) и попробуйте грести, делая движения руками как при плавании стилем баттерфляй (рис. 15,б).

Попробуйте осторожно встать на четвереньки, покачайте корпус влево, вправо, и вы увидите, что судно довольно устойчиво на плаву. Когда у вас появится уверенность в собственной безопасности, попытайтесь встать на ноги. Следите, чтобы ноги стояли в районе шверта. Тогда вам значительно легче сохранять равновесие. Теперь главная задача — выпрямиться в полный рост, может был» вам удастся и оторвать взгляд от собственных ног и оглядеться по сторонам.

Не надо расставлять ноги слишком широко — это не поможет сохранить равновесие, а создаст ложную иллюзию устойчивости. Ноги лучше всего поставить на ширину ступни по обе стороны от швертового колодца. Попробуйте сначала осторожно, а затем более энергично раскачать из стороны в сторону (рис.15,в) корпус виндсерфера и сделать несколько поворотов в одну и другую сторону (рис. 15, г). Вскоре вы на собственном опыте убедитесь, что его не так уж просто опрокинуть, особенно со вставленным швертом.

Как только вы почувствуете себя увереннее, можно понемногу начать перемещаться по палубе. Небольшими шажками пройдите вперед или назад по палубе до тех пор, пока ноги не погрузятся в воду по щиколотку (рис.15, д, е). Проделайте упражнение несколько раз.

В дальнейшем повторите описанные упражнения, но без шверта.

Скачала это покажется вам несравненно сложнее. Однако 2—3 тренировки — и вы увереннее начнете себя чувствовать на палубе виндсерфера, как на палубе океанского судна.

УРОК 7.

Переноска виндсерфера к воде.

Итак, вы стали чувствовать себя свободно на шатком поплавке и готовы приступить к занятиям на воде с парусом. Предварительно неплохо освоить некоторые приемы, которые помогут вам без посторонней помощи управляться с инвентарем.

Если до воды всего несколько шагов, то и в этом случае перенести одновременно доску с парусом довольно трудно даже с посторонней помощью. А в одиночку и не следует браться.

Удобнее всего сначала перенести к воде мачту с парусом, так как парус, лежащий на воде, почти не сносит ветром с того места, куда вы его положили. Мачту с парусом обычно переносят над головой, одной рукой удерживая за гик, другой непосредственно за мачту (рис.16,в).

Прежде чем поднимать парус, оглядитесь по сторонам, определите, откуда дует ветер, не помешают ли вам посторонние предметы, кусты, деревья. Постарайтесь не доставлять окружающим беспокойства. Даже непроизвольный удар мачтой может быть весьма чувствительным.

Нести парус надо так, чтобы ветер дул в него со стороны мачты. В этом случае даже в сильный ветер переноска паруса не доставит никаких затруднений.

Следующим рейсом можно перенести на воду одновременно и доску, и шверт. Обычно корпус виндсерфсра берут одной рукой за швсртовый колодец, прижимая его к бедру (рис. 16, б). На небольшие расстояния и только по песчаному пляжу можно попытаться перенести к воде весь комплект одновременно. Однако этот способ применяют в крайних случаях. Тем более что отсоединение мачты от палубы занимает всего несколько секунд (рис.16,в). 

УРОК 8. 

На воде с парусом.

Для первого занятия с парусом на воде надо выбрать день, когда ветер будет дуть с воды на берег или вдоль береговой линии. Хорошо для первого занятия найти на берегу небольшой залив — это даст вам уверенность, что в критической ситуации вы быстро получите помощь от друзей, оставшихся на берегу, а в крайнем случае ветром вас подгонит к берегу.

Отбуксируйте виндсерфер на глубокое место, заберитесь на палубу, встаньте спиной к ветру и не спеша начинайте выбирать стартовый шкот. При подъеме мачты работайте обязательно двумя руками (рис.17,б,в,г).

Не спешите сразу взять в руки гик или мачту это типичная ошибка всех начинающих. Еще раз подчеркиваем поднимите мачту в вертикальное положение за стартовый шкот, выпрямитесь в полный рост, удерживая мачту в вертикальном положении, дайте парусу свободно полоскаться на ветру. При подъеме мачты из воды дайте возможность вытечь воде, наполнившей парус и мачт-карман.

Итак, вы стоите спиной к ветру и держите мачту вертикально за стартовый шкот двумя руками. Теперь отдышитесь и постарайтесь определить, с какой стороны у вас нос поплавка, с какой - корма. Начинать движение надо носом вперед (когда вы приобретете  достаточный опыт, то убедитесь, что начинать двигаться можно и кормой вперед).

Стартовое исходное положение показано на рис.17,г. Удерживая мачту в вертикальном положении, начните переступать ногами вокруг мачты, чтобы развернуть виндсерфер на 360° сначала в одну, а затем в другую сторону (рис.17,д). Повторите это упражнение несколько раз, и вы убедитесь, что с каждым разом такие развороты будут удаваться вам легче.

УРОК 9.

Старт после падения в воду.

Конечно, первый же выход с парусом не обходится без падений  в воду. То виндсерфер выскользнул из-под ног, то вы забыли, что мачта крепится к палубе универсальным шарниром, и попытались удержаться за нее. Одним словом, придется попадать. .

Вы сделали неловкое движение — и оказались в воде! Быстро вынырнув, вы сразу взбираетесь на палубу и, чувствуя на себе сочувствующие взгляды зрителей, хотите сноровисто поднять мачту. Внимание! Вы упустили важный момент, ее обратили внимания, откуда дует ветер и с какой стороны (относительно ветра) лежит мачта с парусом. Если ветер дует вам в лицо, а парус лежит на воде с наветренной стороны корпуса (рис. 18,а), не пытайтесь поднимать парус. В лучшем случае вы просто вновь упадете в воду, в худшем — приподнятый из воды топ мачты (верхний ее конец), подхваченный встречным порывом ветра, с большой силой и скоростью будет переброшен в вашу сторону и может нанести серьезную травму.

Оказавшись на доске лицом к ветру с парусом на наветренной стороне, надо действовать следующим образом Слегка приподнимите топ мачты над водой, оставив практически весь парус в воде, и, используя напор ветра, переведите мачту через нос или корму виндсерфера на подветренную сторону. Корпус виндсерфера во время этого перевода надо удерживать ногами перпендикулярно к направлению ветра, переступая вокруг степса лицом к мачте (рис. 18, б).

Вы оказались спиной к ветру, мачта перед вами, стартовый шкот в руках. Дальше действуйте обычным порядком. Мы специально подробно разбираем повторный старт из воды, поскольку новички довольно часто оказываются в таком положении. Со временем вы убедитесь, что для подъема паруса из воды с наветренной стороны можно использовать напор встречного ветра. Но для этого надо чувствовать себя на палубе виндсерфера как на суше.

УРОК 10. 

Начало движения курсом бейдевинд.

Поднимите парус из воды и займите исходную стартовую позицию (рис. 19, в). Обе руки находятся на старт-шкоте. Чтобы начать движение, отпустите мачтовой рукой стартовый шкот и перехватите ею гик так, что руки будут скрещены (рис. 19, б). Тотчас же мачтовую руку отведите в сторону ветра, а шкотовую в этот момент перенесите на гик (рис. 19, в) и возьмитесь за него так далеко, как только вы сможете достать (рис.19, г). В этот момент ваша поза будет напоминать позу стрелка из лука.

Теперь можно наполнить парус ветром и начинать движение. Легко сказать: начинайте движение, а как? Очень просто: шкотовой рукой подтяните гик немного к себе (яхтсмены говорят "подберите парус"), к диаметральной плоскости виндсерфера, слегка наклоните мачту с парусом на ветер, одновременно слегка согните ноги в коленях (рис.19, д). Чем сильнее ветер, тем более энергично и быстро надо выполнять этот прием.

Будьте готовы к тому, что после подбирания паруса давление на него резко возрастет. Динамическую нагрузку в этот момент надо компенсировать пропорциональным откидыванием тела в противоположную сторону. По мере возрастания скорости движения мачту постепенно выравнивайте до вертикального положения, сохраняя при этом парус, наполненный ветром. Если вдруг окажется, что давление на парус слишком для вас велико, слегка потравите его — отпустите подальше от себя шкотовой рукой. Вообще ветер должен набегать на парус по касательной к его передней кромке. С возрастанием скорости виндсерфера нагрузка на руки спортсмена понемногу ослабевает.

Теперь вы находитесь в стойке для движения курсом бейдевинд. Колени слегка согнуты и расслаблены, туловище выпрямлено, прогнуто в пояснице и слегка развернуто в сторону ветра, взгляд направлен вперед. Мачта стоит вертикально (это важно), гик параллелен воде. Не забывайте следить за направлением ветра, своим курсом и тем, как ветер обдувает парус. Ни в коем случае не отпускайте гик от себя на вытянутые руки и не сгибайтесь в пояснице в сторону паруса.

УРОК 11. 

Поворот оверштаг.

Первый поворот, который вам следует освоить, — это поворот оверштаг. При повороте оверштаг нос судна пересекает направление ветра. При этом парус и спортсмен перемещаются на другой борт, противоположный первоначальному положению. При повороте оверштаг судно какое-то время находится прямо против ветра. Это положение называется "левентик".

Попробуем сделать поворот оверштаг с курса бейдевинд левого галса — судно идет круто к ветру, ветер дует слева, спортсмен на левом борту, левая рука — мачтовая (рис. 20, а) . Поворот оверштаг начинают с приведения. Для этого наклоняют мачту в диаметральной плоскости назад так, чтобы гик почти касался воды за кормой (рис.20, б). При этом виндсерфер начнет разворачиваться в ту сторону, откуда дует ветер (приводиться). Сохраняйте нак лон мачты к корме до тех пор, пока судно не займет положение левентик (рис. 20, в, г). Как только вы почувствуете, что парус заполоскал на ветру, немедленно начинайте переходить вокруг мачты на другую сторону. Переход на первых порах делайте небольшими приставными шагами лицом к мачте. Естественно, что во время перехода вы должны удерживать мачту в наклонном положении за гик (рис.20, д).

Как только вы оказались с правого борта и правая рука стала мачтовой, надо набрать ветер в парус и начать движение (рис.20, е). Совершая последовательно смену галсов, вы сможете довольно легко перемещаться навстречу ветру. Не спешите сменить галс, частые повороты оверштаг снижают скорость движения по избранному генеральному курсу.

Имейте в виду, что быстро выполнить этот прием — значит использовать инерцию движения самого судна, а парусная доска имеет незначительную массу и небольшую инерцию. Следовательно, чем быстрее вы выполните поворот, тем меньше нежелательные потери скорости.

Прежде чем выйти на воду, внимательно изучите рисунки и отрепетируйте свои движения вокруг мачты на суше.

Предыдущая глава |  Оглавление  | Следующая глава
НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.