МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Разработка и поддержка сайта - Алгософт мультимедиа

Б.Бонд. Справочник яхтсмена: Глава 38

ПОДГОТОВКА К ШВАРТОВКЕ БОРТОМ

При входе и выходе из тесной гавани и акватории порта надо воспользоваться двигателем, если он есть на яхте. Разумеется, это не освобождает вас от изучения правил управления яхтой под парусами в подобных ситуациях. Неизбежно наступит момент, когда двигатель выйдет из строя и вам придется маневрировать под парусами - к такой случайности вы должны быть внутренне готовы. Следовательно, необходимо регулярно тренироваться, выбирая место и время для безопасной отработки маневров.

Из-за постоянного риска отказа двигателя на яхте всегда должны быть готовы хотя бы один парус к подъему и якорь к отдаче в случае необходимости. Плохой практикой считается отход или подход к причалу под мотором с зачехленным гротом, убранным в мешок стакселем и уложенным якорем. Если в таких условиях откажет двигатель, потребуется некоторое время, чтобы поднять паруса или отдать якорь. В случае промедления яхта может сдрейфовать к другой яхте или оказаться на мели.

ВЫБОР ПРИЧАЛА

Выбор причала - один из важных моментов при подготовке к швартовке бортом. По возможности старайтесь выбрать закрытый от ветра причал, учитывая любые предполагаемые изменения в прогнозе. У подветренного причала яхта гораздо меньше подвергается внешним воздействиям, и он более удобен для стоянки, чем наветренный. Если это невозможно, то ставьте яхту носом против ветра, чтобы он не задувал в каюту.

Яхта с наветренной стороны бона подвержена воздействию волн и ветра. Яхта с подветренной стороны бона защищена от их воздействия

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ

Наиболее важный фактор, который необходимо учитывать при отходе или подходе бортом к причалу - суммарное воздействие ветра и течения. Эффект этого воздействия зависит от типа яхты, поэтому важно хорошо знать особенности дрейфа вашей яхты (см. с. 175). Следует также учитывать влияние вращения гребного винта (см. с. 174) и пользоваться им, где только возможно. При подходе к причалу самое главное - остановить яхту в правильном положении. Для этого при отсутствии течения подходят носом против ветра, используя для остановки естественное сопротивление рангоута и такелажа яхты. При наличии течения воздействие ветра на яхту часто оказывается слабее, чем течения, поэтому подходить носом против течения гораздо эффективнее (см. справа). Также и при выходе в плавание - воздействие ветра и течения на яхту будет определять направление отхода от причала.

При подходе к причалу яхту поворачивают носом против течения, чтобы остановиться. Используя эффект заброса кормы винтом, прижимают корму яхты к причалу

ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ

Задолго до отхода или подхода к причалу капитану надо проинструктировать команду, уточнить ее обязанности и дать ей время на подготовку концов и кранцев. Хорошая команда выполняет весь маневр швартовки без единого слова. При отходе от причала команда должна знать порядок отдачи концов и удостовериться наверняка, что ни один из отданных концов не остался в воде и исключена возможность наматывания их на винт При подходе к причалу рекомендуется вывести двигатель в режим холостого хода. Это позволит капитану оценить воздействие ветра и течения и тип швартовного оборудования на берегу. Осмотрев причал, капитан должен сказать команде, с какого борта навесить кранцы и какие концы готовить. Обычно начинаю г с носового и кормового продольных. Сначала решают, приблизительно какой длины потребуются концы, чтобы достичь швартовного оборудования на берегу, затем пропускают канат через полуклюз и протягивают на необходимую длину. Закрепив конец за утку, сворачивают в бухту ту часть, которую надо будет подать на берег Если причал оборудован кнехтами или утками, огон швартовного конца можно накинуть на эти устройства Каждый кранец обычно привязывают к леерам или релингам выбленочным узлом или штыком с двумя шлагами. Если вы собираетесь ошвартоваться к борту другой яхты, необходимо заранее спросить разрешения у ее экипажа.

Необходимая длина носового продольного конца заранее определена. Он заложен одним концом за утку и свернут в бухту, готовый к подаче на берег 

ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДЫ

При отходе бортом от причала действия команды обычно определяет ситуация(см.с.180-183), но при подходе бортом можно следовать рассматриваемой здесь стандартной процедуре. Приготовив концы, как это показано выше, один человек берет носовой продольный, а другой - кормовой продольный. Проводя их вокруг такелажа, они перемещаются со свернутыми в бухту концами в район вант. Если в команде достаточно матросов, один становится около носовой утки, а другой около кормовой. По мере приближения яхты к причалу вывешивают за борт кранцы и матросы со швартовными концами встают за леерное ограждение, держась руками за ванты. Как только причал будет достаточно близко, они прыгают на берег, и матрос, держащий кормовой продольный, немедленно крепит его позади кормы яхты, набросив огон (шлаг) на утку или кнехт или обернув его вокруг любого имеющегося на причале устройства. На борту яхты быстро выбирают слабину, накидывают конец на кормовую утку и, постепенно вытравливая швартов, замедляют ход яхты, пока она не остановится. Тем временем другой матрос на причале крепит носовой продольный далеко впереди яхты. Затем концы регулируют так, чтобы яхта заняла правильное положение у причала. Всегда следует держать остаток швартовного конца на палубе, чтобы не захламлять причал, или, если вы швартуетесь бортом к другой яхте, палубу соседней яхты. Это также позволяет отрегулировать длину концов на вашей яхте. Когда носоэой и кормовой продольные концы закреплены, можно заводить шпринги и прижимные концы.

После остановки яхты надо отрегулировать длину концов так, чтобы яхта стояла параллельно причалу

Два члена команды стоят около вант, готовясь ступить на берег с носовым и кормовым продольными концами

Если предварительно вы неверно оценили необходимую длину швартовнчго конца, то излишек следует взять на борт, а не оставлять на берегу

ОТХОД И ПОДХОД БОРТОМ

Капитан всегда должен помнить, что каждый раз при отходе или подходе бортом к бону складывается определенная ситуация, характеризуемая несколькими факторами:

относительными скоростями ветра и течения, их направлениями, особенностями управления вашей яхтой и наличием препятствий в этом районе. Обязанность капитана -дать точную оценку условиям и выбрать правильный метод подхода или отхода Не существует строгих правил, которые помогли бы вам решить, какому из методов отхода или подхода отдать предпочтение в любой ситуации. Вы должны научиться применять накопленные знания и опыт для выработки наилучшего решения. На последующих страницах даны рекомендации, как подходить в некоторых стандартных ситуациях и как можно применять отработанные приемы при других обстоятельствах. Рассмотрены методы отхода и подхода бортом к бону под двигателем и под парусом. В большинстве случаев лучше использовать двигатель, если он у вас есть, так как это дает возможность эффективней управлять яхтой. Запустив двигатель, никогда не забывайте дать ему сначала поработать несколько минут в режиме холостого хода

При отходе бортом от причала команде приходится много работать со шпрингами. Их заводят „серьгой", чтобы развернуть яхту и позволить ей отойти либо носом, либо кормой вперед от бона или причала, не повредив при этом борта Если яхта ошвартована так, что со стороны ее носа и кормы находятся другие яхты, этот метод является наиболее безопасным. Когда поблизости стоят другие яхты, нужно быть особенно внимательным, чтобы не столкнуться с ними, особенно на сильном течении Чтобы выбрать наилучшее положение для отхода относительно ветра и течения, можно развернуть яхту у причала при помощи швартовных концов Чаще всего это делают, когда предполагают отход под парусом, а также в случаях, если хотят перешвартовать свою яхту после подхода бортом.

Яхта готова отойти от бона, экипаж выхлестывает носовой шпринг

ВЫХЛЕСТЫВАЮЩИЕСЯ КОНЦЫ („СЕРЬГА")

Выхлестывающийся конец („серьга") - это конец, который подают на берег, продевают через рым или обводят вокруг кнехта (утки), а затем закрепляют на борту яхты. Его используют главным образом при отходе от причала, когда необходимо отдать конец, не ступая на берег. Он особенно удобен, когда причал имеет высокую стенку, так как в этом случае матросу трудно прыгнуть на борт в последний момент. Правильный способ подачи выхлестывающегося конца на берег позволяет легко отдавать его при отходе. Если на швартовной стенке установлен рым (он может лежать сверху или свисать сбоку), то конец, который будет отдан, надо продеть через рым сверху вниз. Когда тянут за один конец швартова, чтобы освободить второй, рым поднимается. На этом конце (который проходит сквозь рым) не должно быть узлов или сплесней, иначе их может зажать („закусить"). При освобождении конца его нужно тянуть плавно, без рывков, иначе свободный конец может захлестнуться и запутаться. Как только конец соскользнул с берегового кнехта или рыма, его нужно быстро выбрать на палубу, чтобы он не намотался на винт.

Справа показана яхта перед отходом от бона; команда находится на борту и готовится отдать конец, заведенный „серьгой"

РАЗВОРОТ С ПОМОЩЬЮ КАНАТОВ

Отходить от причала, к которому яхта ошвартована бортом, часто предпочтительнее в каком-либо определенном направлении. Если отход в этом направлении затруднен, лучше всего развернуть яхту при помощи канатов. Сначала перемещайте оконечность, обращенную против более сильного внешнего воздействия. На рисунке справа показана яхта, стоящая носом против течения; концы заведены так, чтобы нос отошел от причала. В случае если она стоит носом по течению (кормой против течения), надо сначала отвести от причала корму/заведя канат со стороны кормы, и, используя носовой шпринг, развернуть яхту. Перед разворотом вывесите кранцы с противоположного борта и один кранец на транце для защиты его ближайшей к причалу кромки.

1 Заведите новый конец А с носа в обход всего такелажа борта, дальнего от причала, на берег за кормой. Проведите носовой шпринг В с берега вокруг кормы и заложите его за внешнюю утку на корме

2 Отдайте другие концы. Затем выбирайте носовой шпринг В с яхты или с берега, чтобы начать разворот яхты. Выберете слабину или,если необходимо, ослабьте носовой конец А

3 Когда яхта развернулась и стоит у причала носом в другом направлении, закрепите новые продольные концы А и В и, если-вы не отходите сразу же, заведите новые шпрьнги

Предыдущая глава |  Оглавление  | Следующая глава
НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.