МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Разработка и поддержка сайта - Алгософт мультимедиа

На маленьком плоту

Внук Тура Хейердала решил повторить путь деда, пересекшего в середине прошлого века на плоту Тихий океан


Плот "Тангароа" строили в течение двух лет. Он очень похож на "Кон-тики" Тура Хейердала
(Фото: Eitan ABRAMOVICH/AFP)

В 1947 году норвежский ученый Тур Хейердал с пятью спутниками пересек Тихий океан на самодельном плоту под названием "Кон-Тики". Путешественники хотели доказать, что в древности южноамериканские индейцы могли добираться до далеких полинезийских островов. Спустя почти шестьдесят лет внук великого исследователя Олаф Хейердал вознамерился вновь пройти легендарным маршрутом на плоту "Тангароа". 28 апреля молодой путешественник и его команда планировали выйти из порта перуанского города Кальяло. Мореплаватели намерены за три месяца преодолеть пять тысяч морских миль и доплыть до острова Таити. За несколько дней до старта экспедиции Олаф Хейердал дал интервью "Итогам".


Но есть и кое-что новое. Например, солнечные батареи, питающие спутниковый телефон и компьютер.
(Фото: Martin Mejia/AP)


- Олаф, зачем вы решили повторить путешествие вашего деда?

- Мой дед пересек Тихий океан, чтобы доказать научному сообществу, что Полинезия была в древности заселена жителями Южной Америки. А попали они туда, по мнению деда, на плотах той же конструкции, что и "Кон-Тики". Мы пройдем на плоту, тоже собранном по "рецептам" индейцев, по тем же маршрутам, чтобы окончательно стало ясно: да, так действительно могло быть. Мы хотим подтвердить гипотезу моего деда, согласно которой индейцы плавали на управляемых плотах, и одновременно восстановить древнюю технику мореплавания. Может быть, не все об этом знают, но во время экспедиции 1947 года у команды возникли определенные сложности с управлением "Кон-Тики". И уже после того перехода дед смог установить, что плоты южноамериканских индейцев были оснащены системой управления - guara. Выглядело это так: между стволами деревьев, из которых собран плот, располагалось несколько килей, а в центре - один большой. В зависимости от выбранного угла изменялось и направление движения судна. При умелом обращении плот мог даже плыть против течения - конечно же, в том случае, если был оснащен парусом. Благодаря некоторым новым деталям в системе управления плотом, ранее неизвестным, мы сделали более точную копию плавсредства древних мореплавателей.

- Ставите ли вы перед собой какие-либо научные цели?

- Честно говоря, изначально я в меньшей степени интересовался научными исследованиями и рассматривал предстоящее путешествие главным образом как хорошее приключение. Но когда ученые узнали, куда мы отправляемся, нас очень быстро нагрузили разного рода пробирками для забора проб воды. Так что теперь можно сказать, что у нашей экспедиции есть еще одна цель - понять, как поменялся океан за последние десятилетия. Совершенно точно известно, что возросло количество штормов, изменилось направление некоторых океанических течений. Я беру с собой бортовой журнал и дневники деда, в которых он и члены его команды делали чертежи, зарисовки, отмечали будничные эпизоды, описывали увиденные объекты, явления. Мы обязательно сделаем сравнительный анализ того, что изменилось в океане за шестьдесят лет.


Олафа Хейердала приветствует один из тех, кто помогал в организации экспедиции - бывший министр окружающей среды Норвегии Кнут Харейде
(Фото: TERJE BENDIKSBY/EPA)


- А что за команда у вас подобралась? И есть ли в ней ученые?

- Конечно! Например, Дэг Оппен-Бернтсен - специалист в области морской и молекулярной биологии. Он будет работать над темой с красивым названием "Влияние загрязнения океана на репродуктивные способности морских животных и водорослей". Ну что же - поможем науке! А вообще я подбирал людей, которые способны делать разные вещи, то есть мастеров на все руки. В результате помимо Дэга в этом безумном предприятии примут участие Торгейр Сейверад Хиграфф, журналист и сотрудник музея "Кон-Тики" в Осло, швед Андерс Берг, оператор, и Инге Мелой, который возьмет на себя обязанности штурмана. Есть еще одно вакантное место, перед самым отплытием его займет кто-то из кандидатов. Общаться во время плавания мы будем по-английски. Кстати, еще с нами поплывет попугай.

- Похоже, что из всех членов команды меньше всего обязанностей будет у попугая и у вас?

- Нет, что вы! В зону моей личной ответственности входят ремонт плота, какие-то срочные изменения в конструкции, если того потребуют обстоятельства, а также подводная съемка. Мне представится уникальный шанс поплавать под водой среди акул, китов, вдали от цивилизации. К тому же раз в две недели я буду делать заборы воды на разных глубинах. Вообще-то по призванию я плотник и неплохо в этом деле разбираюсь. Мне чрезвычайно любопытно, как поведет себя наша посудина в океанских условиях.


Для того чтобы проверить свои научные гипотезы, Тур Хейердал не раз пускался в рискованные предприятия.
(Фото: ALEXANDER NEMENOV/AFP)


- Что для вас было самым интересным в процессе подготовки экспедиции?

- Прежде всего само строительство плота, от которого будет зависеть наша жизнь на протяжении всего путешествия. Мы столкнулись с некоторыми сложностями, из-за которых дважды переносили старт экспедиции. Так, сперва не могли найти подходящие по размеру стволы бальзовых деревьев, длина которых должна составлять не меньше пятнадцати метров, а диаметр - около метра. По предварительным расчетам, нам требовалось одиннадцать основных деревьев и еще несколько более мелких для возведения кабины, мачты и прочих деталей плота. Мы очень хотели заготовить деревья в той же местности, где брал их мой дед в 1947 году. Однако тропический лес в этом районе уже не такой густой из-за того, что близлежащая река высохла. В результате мы купили бальзовое дерево на плантации. После того как вопрос со стройматериалами был решен, мы узнали, что есть человек по имени Фернандо Касаретто, которого считают крестным отцом перуанского плотостроения. Моряки рассказывали нам, что он до сих пор хранит древние секреты и никто лучше его не знает, как построить надежное судно для плавания в океане. Нам, естественно, хотелось как можно точнее воссоздать детали южноамериканского плота. Поэтому еще некоторое время ушло на то, чтобы установить связь с Фернандо, и, к счастью, он любезно согласился поучаствовать в нашем проекте. Еще одна задержка была связана с тем, что ключевые спонсоры нашей экспедиции решили поддержать жертв цунами в Юго-Восточной Азии. Мы с большим уважением отнеслись к этому решению и, конечно же, перенесли плавание.

- Но вот после всех задержек и проволочек плот был готов. Почему же вы назвали его не "Кон-Тики II", а "Тангароа"?

- Тангароа - полинезийский бог морской стихии. А в остальном плот - точная копия того, что был спущен на воду в 1947 году. И размеры те же: 16 метров в длину и 8 метров в ширину. Правда, некоторые отличия все же есть. Мы возьмем с собой солнечные батареи, которые будут служить источником питания для компьютера и спутникового телефона: мы собираемся передавать изображение на берег и сможем пользоваться Интернетом посреди океана.


Тур Хейердал на плоту "Кон-тики" (1947 год)
(Фото: SCANFOTO/AFPI/EPA)


- Не намерены ли вы сжечь ваш плот по окончании экспедиции, как это сделал Тур Хейердал с одним из своих судов - "Тигрисом"? Так ваш дед выразил свой протест против милитаризации Мирового океана...

- У нас была мысль совершить нечто подобное, выступив против загрязнения океана. Но, я думаю, мы ограничимся исследованиями, а потом при удачном исходе плавания отдадим наш плот на хранение в музей города Ларвик, где вырос мой дед. Как показала практика, людям очень интересны такие экспонаты. Ведь на "Кон-Тики", который стоит в музее в Осло, уже пришли посмотреть более 70 миллионов человек.

- Чему вы посвятили последние дни перед стартом?

- Работы было хоть отбавляй. Трудились каждый день до позднего вечера, иногда до полуночи. В последние дни, правда, позволили себе три выходных. Я замечательно провел время! Представьте себе: один отправился в джунгли Амазонки. Жил, как индеец, ловил пираний и готовил их себе на ужин. А еще у меня был маленький крокодильчик, который делил со мной трапезу. Эту невероятную поездку я никогда не забуду!

- Океан вас не страшит?

- Да, путешествие может оказаться очень рискованным. Но чувство опасности только прибавляет нам энергии. Мы собираемся совершить плавание без чьей-либо помощи. Если вдруг случится что-нибудь серьезное, то подмога придет к нам не раньше чем через несколько дней. Но я уверен, что мы продержимся необходимое время. К тому же у нас будет с собой предоставленное норвежским морским флотом спасательное оборудование, и, я думаю, у нас найдется повод его испытать. Экспедиция на "Кон-Тики" продолжалась 101 день. В нашей команде более опытные морские путешественники, чем те, что были в экипаже деда. Ему, кстати, на момент начала экспедиции исполнилось 33 года, а мне сейчас 29, но я много времени провожу в океане, поэтому рассчитываю, что мы сможем посоревноваться и пройти маршрут немного быстрее - примерно за 80-90 дней. Мы дойдем до Таити, покружим между многочисленными рифами и островами. Ведь, согласитесь, одно дело - пройти маршрут с небольшими изменениями в направлении и совсем другое - поманеврировать, чтобы проверить, как работает система guara.


(Фото: Martin Mejia/AP)

- Кто остается вас ждать на берегу?

- Семья и друзья. Мама по-настоящему беспокоится за меня, впрочем, как и все матери за своих детей. Женой или подружкой я пока не обзавелся. Некогда - слишком много времени провожу в путешествиях.

ВРЕЗ: БИОГРАФИЯ


Дедушкин внук

Олаф Хейердал родился в норвежском городе Лиллехаммер в 1977 году. Мать Грета и отец Тур Хейердал-младший не стремились сделать из сына путешественника, предоставив единственному ребенку в семье сделать собственный выбор жизненного пути. Олаф отправился учиться в Инженерный университет города Берген, где приобрел сразу две специальности - плотника и инженера-строителя. Свою дипломную работу Олаф защищал в Кейптауне (ЮАР), куда на время переезжали родители. Увлечением Олафа является подводное плавание, которому он посвящает большую часть своего свободного времени.

ВРЕЗ: ПУТЕШЕСТВЕННИК

Личным примером

Тура Хейердала можно смело назвать романтиком от науки. Чтобы доказать свои гипотезы и развенчать устоявшиеся представления, он затевал самые неожиданные экспедиции.

Родился знаменитый путешественник в 1914 году в норвежском городе Ларвик. В 1933 году поступил на естественно-географический факультет университета в Осло, чтобы получить диплом географа и зоолога. Но знаниями, приобретенными в стенах академического заведения, он не удовлетворился и потому вместе с молодой женой Лив решил отправиться в далекую Полинезию. Зачем? Чтобы изнутри узнать жизнь аборигенов. На острове Фату-Хива молодожены прожили целый год. За это время Тур освоил местное наречие и записал большое количество преданий. Там же у молодого ученого родилась гипотеза, согласно которой далекие тихоокеанские острова в древности заселялись выходцами из Южной Америки. Исследователь намеревался проверить свои догадки экспериментальным путем, однако его планы были нарушены начавшейся Второй мировой войной. Хейердал становится участником норвежского Движения сопротивления.

В 1947 году Хейердал возобновляет научную работу и делает это так, что сразу становится известным всей планете. С командой единомышленников он по древним технологиям построил плот "Кон-Тики" и пересек на нем Тихий океан от берегов Перу до архипелага Туамоту. Согласно преданиям, именно этим маршрутом когда-то прошел великий индейский вождь Кон-Тики, изгнанный инками с родной земли.

В последующие годы Хейердал организовал еще несколько уникальных экспедиций. В 1952-1953 годах он исследовал на Галапагосских островах остатки поселений доинкского периода. В 1955-1956 годах занимался археологическими исследованиями на острове Пасхи и на Маркизских островах, где нашел древние предметы, принадлежавшие американским индейцам, тем самым подтвердив предположение по поводу перемещения культур из Америки в Полинезию. В 1969-1970 годах Тур Хейердал предпринимает две попытки добраться от берегов Африки до Южной Америки на сделанных из папируса лодках. Первая экспедиция "Ра" была прервана на полпути из-за того, что лодка начала разрушаться. Успехом увенчался второй переход - на лодке "Ра II". Хейердалу тогда удалось доказать, что подобные суда могли благодаря Канарскому течению преодолевать Атлантику. Кстати, в состав экспедиций "Ра" и "Ра II" входил советский ученый Юрий Сенкевич.

В 1977-1978 годах на тростниковой лодке "Тигрис" команда Хейердала (в нее снова входит Юрий Сенкевич) совершила переход по маршруту от иракского порта Эль-Курна до Джибути (Сомали). На этот раз целью плавания было выяснить, какими морскими путями пользовались древние шумеры. После экспедиции путешественник в знак протеста против излишней милитаризации океана сжег лодку. В 1983-1984 годах на Мальдивских островах Хейердал подтверждает свою гипотезу, что древние мореплаватели посещали эти берега задолго до Васко да Гамы. В 1986-1988 годах на острове Пасхи путешественник проводит эксперименты по перемещению знаменитых каменных статуй в вертикальном положении. В последние годы жизни Хейердал искал следы, в том числе и на территории России, легендарного норвежского бога Одина, который, по его мнению, мог быть родом из азово-кавказского региона.

Умер великий путешественник в 2002 году в возрасте 87 лет.

Дмитрий Серков

Итоги.Ру

НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.